1-2. Заботы об увеличении населения Иерусалим. 3-36. Слисок глав страны, живших в Иерусалиме и в городах Иудеи.

1 - 2 В Неем 7.4 сообщается, что после окончания стены Неемия обратил внима-ние на малочисленность населения Иерусалима и озаботился увеличением его. С этой целью он решил произвести перепись народа. Но прежде чем это было сделано, наступил седьмой месяц года и произошли те торжественные собрания, о которых идет речь в гл. VIII-X. Только по окончании этих торжественных собраний Неемия мог приступить к осуществлению своих забот об увеличении населения города. Ст. 1 и 2 сообщают о мероприятиях Неемии. Сообщение это очень кратко и не вполне понятно. - И жили начальники народа в Иерусалиме. Замечание это понимается экзегетами различно. По-видимому, нет нужды принимать его в строго точном смысле, будто в Иерусалиме никого не было, кроме начальников. Замечание писателя имеет в виду только оттенить, что простой народ, занимавшийся земледелием, предпочитал жить вне Иерусалима. Вследствие этого решено было принудительным образом увеличить население народа, и 1/10 часть жителей должна была переселиться сюда. По позднейшим сказаниям (Сир 49.13) Неемия со своей стороны способствовал увеличению населения города тем, что построил в Иерусалиме дома, а для священников и левитов даже на собственные средства (Иуд.Древн. 11:5, 8). В древности нередко прибегали к искусственному увеличению населения города. Подобное сообщается о Сиракузах, Мегалополисе и Тиграноцерте. - В ст. 1-м Иерусалим назыеается святым городом, как город, в котором был храм и к которому относились обетования пророков (Ис 48.2; Ис 52.1).

2 Лица, долженствовавшие переселиться в Иерусалим, определялись посредством жребия. Но из ст. 2 видно, что, прежде чем приступили к бросанию жребия, некоторые согласились добровольно переселиться в Иерусалим. Так как этим они избавляли других от вынужденного и, может быть, невыгодного переселения, то они были благословляемы народом.

3 Начало ст. 3-го является надписанием следующего далее списка жителей Иерусалима и всей занятой иудеями области. Вот главы страны (hammedinah), т.е. Иудеи, как провинции (medinah) Персидского царства (Езд 2.1)? Конструкция евр. текста стиха не ясна, и потому он переводится различно. Вместо нашего перевода а в городах Иудеи более правильно перевести и в городах Иудеи и считать эти слова и дальнейшие не вводным предложением. Тогда заглавие будет показывать, что следующий список заключает не одних жителей Иерусалима, а и жителей других городов.

Как в общем плане, так и в отдельных именах список Неем 2.1 сходен с приводимым в 1Пар 9.1. Некоторые авторы (Моверс, Герцфельд) полагают, что оба списка относятся к одному и тому же времени, послепленному, причем список 1Пар 9.1 был редактирован несколько позднее Неем 2.1. Сходство между списками объясняется при этом тем, что они заимствованы из одного источника, а различие - сравнительно позднейшей редакцией списка 1Пар 9.1. Более справедливо, однако, в данном случае мнение Кейля, который список 1Пар 9.1 относит к допленному времени, а Неем 2.1 ко времени Неемии. Наличие списков Кейль объясняет изменением состава населения Иерусалима и Иудеи ко времени Неемии. Вместо трех родов Иуды (Уфая, Асаии и Иеуила), поименованных в 1Пар 9.1, в Неем 2.4-5 называются только два - Афаии и Маасеи, которых можно отождествлять с Уфаей и Асаией 1Пар 9.1. Из четырех родов Вениаминова колена, названных в 1Пар 9.1, в Неем 2.1 опять упоминаются два. Это объясняется, вероятно, тем, что некоторые роды остались в Вавилоне и не имели уже в послепленное время своих представителей в Иерусалиме. Общее число священников в 1Пар 9.1 определяется цифрой 1760, а в Неем 2.12 - цифрой 1192. Имен левитов в Неем 2.1 также названо менее, чем в 1Пар 9.1. Из четырех фамилий привратников (1Пар 9.17 - Шаллум, Аккуб, Талмон и Ахиман) в Неем 2.1 упоминаются только два первые. Наоборот, отдельные личности, принадлежащие времени Неемии, не называются в 1Пар 9.1 : таковы Иоиль, Иуда (Неем 2.9), Уззий (ст. 22), Шавфай, Иозавад (ст. 16). Недоумение при этом возбуждает то обстоятельство, что указываемые в 1Пар 9.1 числа, относящиеся к доппенному времени, не превосходят значительно чисел Неем 2.1.

4 Список начинается с колена Иудина, представители которого распадались на два рода - Афаии из линии Фареса и Маасеи из линии Шелы. Линия третьего сына Иуды Зары, по-видимому, ко времени Неемии прекратилась.

5 Вместо Шилония, имени невозможного в колене Иудином (от города Ефремова Салома), Риссель предлагает читать Шелания (от Шелы - ср. Чис 26.20).

7 - 8 В ст. 7-8 называются жившие в Иерусалиме два рода колена Вениаминова - род Саллу и род Габбая Саллая. В 1Пар 9.8 называются четыре линии колена Вениаминова, причем вместо Габбая поименован Ивния. Берто и Риссель предлагают и в ст. 8 читать это имя, предполагая, что Габбай-Саллай возникло по ошибке. Указанная в ст. 8 цифра 928, вероятно, относитсятолько к роду Габбая.

9 В ст. 9 называются отдельно начальники колен Иудина и Вениаминова (над ними, т.е. над упомянутыми выше): Иоиль, сын Зихри, и Иуда, сын Сенуи. Вероятно, Иоиль принадлежал к колену Иудину, а Иуда был вениамитянином (1Пар 9.7). О Иуде замечается, что он был al hair mishne. Это замечание некоторые экзегеты понимают в том смысле, что Иуда был начальником над городом вторым в Иерусалиме, т.е. над частью города к западу от храмовой площади и к северу от среднего города (4Цар 23.14; Соф 1.10; 2Пар 34.22; Ср. Иуд.Древн. 15:11, 5). Но втаком значении mischne имело бы член (как в 4Цар 22.14 и Соф 1.10), кроме того, оно обыкновенно употребляется о лицах второго ранга (4Цар 23.4; 1Цар 8.2; 1Цар 17.13; 1Пар 15.18). В виду этого и указанное замечание о Иуде правильнее понимать в том смысле, что он был в городе начальником второго ранга (LXX и слав.: "от града, вторый").

10 Со ст. 10 начинается список священников. Иедаия, сын Иоиарива, Иахин. По 1Пар 9.10, Иедаия не был сыном Иоиарива. Поэтому слово ben (сын) считается ошибочно попавшим в текст 10 ст. Так. обр., вст. названы не два, а три священнических рода, дествававшие уже в допленное время (1Пар 24.7,17 и 1Пар 9.10). Далее в ст. 11-14 названы позднее возникшие роды Сераии, Адаии и Амашсая.

11 Вместо Сераии в 1Пар 9.11 называется Азария. По мнению Рисселя, чтение 1Пар 9.11 более правильно. Но разпичие имен лучше, по-видимому, объяснять тем, что в допленное время, которое имеет в виду список 1Пар 9.1, известный род назьвался именем Азарии, а после него стал уже носить имя Сераии (ср. Неем 10.3; Неем 12.1,12).

12 В ст. 12 указано число принадлежавших народу Сераии. Имя Адаии, предполагают, заменяет имя Масхии (1Пар 24.9), а в Неем 12.6-7 его должно разуметы под одним из двух Иедаий.

13 Число 242 обнимает не одних "глав поколений", потому что в таком случае число было бы слишком велико. Род Амашсая или по 1Пар 9.12 Маасея в Неем 12.6, предполагают, упоминается под именем Шемаи.

14 В 1Пар 9.13 общее число священников определяется цифрой 1760, а по Неем 11.10-14 для послепленного времени эта цифра уменьшилась до 1192. - По ст. 14 начапьником над священниками был Завдиил, сын Гагедолима. Последнее имя понято LXX-ю в смысле прилагательного (gadol - великий), и отсюда получилось: υιος των μεγαλων в слав. "Сохриил сын великих". В чем состояло начальствование Завдиила - неизвестно (ср. Иер 20.1-7).

15 - 18 Список левитских родов, из которых названы шесть.

16 Левитские роды Шавфая и Иозавада упоминаются в Неем 8.7. Их обязанностью, пост. 16, были внешние дела дома Божия, к числу которых, судя по 1Пар 26.29, относилось письмоводство, суд и заботы о нуждах культа и храмового персонала. Замечанием из глав левитов писатель желает отметить, что он говорит о Шавфае и Иозаваде не как об отдельных личностях, а как о представителях, по имени которых назывались известные роды.

17 Потомок Асафа Матфания упоминается еще в 1Пар 9.15, где деду его усвоявтея имя Зихрия (а не Завдия, как в ст. 17). Он был "главным начинателем славословия при молитве". Последнее замечание в греч. Ватик. отсутствует, а в тек. Алекс. и в нашем слав. еврейс. jehode понято в смысле собственного имени, откуда и получилось не имеющее смысла чтение слав. и "Иуда молитвы".

18 В 1Пар 9.1 из левитов называются Шемаия, Бакбакар, Хереш, Галал, Матфания, Авдия, т.е. также шесть имен, из которых только два согласуются с упоминаемыми в Неем 11.15-16. Вероятно, стоящие в последнем месте имена Бакбукия и Авда соответствуют Бакбакару и Авдии 1Пар 9.1. Указание общего числа левитов в 1Пар 9.1 отсутствует.

19 Имена привратников Аккува и Талмона упоминаются в 1Пар 9.17, где сообщаются и некоторые сведения о привратниках (17-26). В 1Пар 9.22 число привратников определяется цифрой 212 (вместо 172 Неем 11.19); вероятно, в 1Пар 9.1 указываются и привратники, жившие в городах.

20 - 24 Прочие израильтяне, священники, левиты жили по всей городам Иудеи. Из вавилонского плена возвратились преимущественно члены колена Иудина и Вениаминова, но им усвояется имя израильтян, так как они рассматриваются, как представители 12-ти колен, всего Израиля (Езд 2.10; Езд 3.1; Езд 6.16-17,21; Езд 7.7; Неем 2.10). Жили они во всех городах Иудеи, - не в области только колена Иудина, а во всей Иудее, каждый в своем уделе.

21 Место жительства нефинеев указывается согласно с Неем 3.26. Один из начальствовавших над нефинеями Циха упоминается еще в Езд 2.43; Неем 7.46. Имя Гишфы, не встречающееся в других местах, вероятно, можно отождествить с именем Хасуфы, который в Езд 2.43 и Неем 7.46 поставляется вслед за Цихой.

22 - 23 Уззию, как видно из ст. 23, принадлежало не только начальствование в деле левитского служения, но и распределение назначенного певцам от царя содержания. Упоминание о царе должно относить к царю персидскому, а не к Давиду, организовавшему левитское служение.

24 И Петахия - был доверенным от царя (lejad hammelech) по всяким делам, касающимся народа. Судя по этому замечанию, Петахия был царским комиссаром в Иерусалиме, который имел постоянные сношения с царем и его правительством. Каково было его отношение к pechah (областеначальнику), неизвестно. Его служебная деятельность, может быть, состояла в том, что он должен был наблюдать за поступлением тех податей натурой и деньгами, которые из провинции должны были идти в пользу иудеев (Риссель). Петахия был из колена Иудина, но не из линии Фареса, из которой происходила фамилия Давида (1Пар 2.1).

25 По ст. 3-му, должно было бы ожидать в ст. 25-36 список глав или родов страны. Но писатель, очевидно для краткости, ограничивается тем, что называет местности, занятые иудеями, не упоминая о главах округов. - Из живших же в селах, на полях своих (veel hachazerim bisedotham), с евр. точнее: "а что касается сел и полей". - Все названные в ст. 25-29 местности, за исключением неизвестной Иешуи (ст. 26) и Мехона (ст. 26), упоминаются уже в Нав 15.1, как города Иудины. Границами занятой иудеями территории в 30 ст. представляются Вирсавия на севере и Енномова долина на юге от Иерусалима. По Нав 15.1 Енномова долина и в глубокой древности составляла границу между Иудой и Вениамином

30 - 35 Местности, занятые коленом Вениаминовым. Большей частью называются те, которые упоминаются уже в Езд 2.1. Исчисление начинается с Гивы. По 4Цар 23.8 и Зах 14.10 Гива лежала на северной границе южного царства, на расстоянии около 3 ч. пути к северу от Иерусалима. Это нынешняя Джибия в вади Эль-Джиб. - Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в рассматр. стихах в числе занятых иудеями городов не называются Иерихон, Мицфа и Гаваон (ср. Неем 3.1). Вообще список занятых местностей, приводимый в Неем 11.1, отличается от списка Езд 2.20 и след.; Неем 7.25. Это отличие можно объяснять не только вероятной порчей текста, но и тем, что население не успело еше твердо осесть на известных местах и переходило на другие.